Прокуратура разъясняет

Какова ответственность несовершеннолетних за употребление наркотиков?

В соответствии с ч.1 ст. 6.9 КоАП РФ установлена административная ответственность за потребление наркотических средств или психотроп-ных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также по ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ за потребление наркотиче-ских средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенци-ально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах.

За данные правонарушения может быть назначено наказание в виде штрафа в размере от 4 до 5 тысяч рублей или административный арест на срок до 15 суток.

По указанным статьям КоАП РФ могут быть привлечены несовершеннолетние, которые достигли 16-летнего возраста. Однако законом предусмотрена возможность освобождения виновного лица от административной ответственности в случае, если оно добровольно обратится в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических или психотропных веществ без назначения врача.

В случае потребления наркотиков несовершеннолетними, не достигшими 16-летнего возраста, к административной ответственности по ст. 20.22 КоАП РФ подлежат привлечению их родители или законные представители. В качестве наказания предусмотрен штраф в размере от 1,5 до 2 тысяч рублей.

 

Возможно ли изменить статус садового дома на жилой дом?

В настоящее время законодатель предусмотрел такую возможность. Согласно постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» предусмотрен такой порядок.

Для признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом необходимо обращаться в орган местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом или жилой дом.

Для разрешения такого заявления в орган местного самоуправления необходимо предоставить следующий перечень документов:

1. заявление о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом, в котором указываются кадастровый номер садового дома или жилого дома и кадастровый номер земельного участка, на котором расположен садо-вый дом или жилой дом, почтовый адрес заявителя или адрес электронной почты заявителя, а также способ получения решения уполномоченного органа местного самоуправления и иных документов (почтовое отправление с уведомлением о вру-чении, электронная почта, получение лично в многофункциональном центре, получение лично в уполномоченном органе местного самоуправления);

2. выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, содержащую сведения о зарегистрированных правах заявителя на садовый дом или жилой дом, либо правоустанавливающий документ на жилой дом или садовый дом в случае, если право собственности заявителя на садовый дом или жилой дом не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, или нотариально заверенную копию такого документа;

3. заключение по обследованию технического состояния объекта, подтверждающее соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, установленным ч. 2 ст. 5, ст.ст. 7, 8 и 10 Федерального закона от 30.12.2008 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», выданное индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, которые являются членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий (в случае признания садового дома жилым домом);

4. в случае, если садовый дом или жилой дом обременен правами третьих лиц, - нотариально удостоверенное согласие указанных лиц на признание садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом. 
Решение органа местного самоуправления по результатам рассмотрения заявления должно быть принято не позднее чем через 45 календарных дней со дня подачи заявления, которое направляется заявителю по установленной форме.

 

Рассмотрение заявок жильцов многоквартирных домов аварийно-диспетчерскими службами.

Напомним, что с 1 марта 2019 года в силу вступили изменения, внесенные в постановление Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (вместе с «Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»).

Изменения касаются организации управляющими компаниями, ТСЖ деятельности аварийно-диспетчерской службы в многоквартирном доме, в частности, они конкретизируют и ужесточают сроки выполнения заявок граждан.

В соответствии с установленными правилами аварийно-диспетчерская служба осуществляет повседневный (текущий) контроль за работой внутридомовых инженерных систем многоквартирных домов, контроль качества коммунальных ресурсов на границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, круглосуточную регистрацию и контроль выполнения в сроки заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах по вопросам, связанным с предоставлением коммунальных услуг, содержанием общего имущества в многоквартирном доме, оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также об устранении неисправностей и повреждений внутридомовых инженерных систем и исполнении иных обязательств управляющей организации, предусмотренных договором управления многоквартирным домом, иных обязательств товарищества или кооператива по управлению многоквартирным домом, и принимает оперативные меры по обеспечению безопасности граждан в случае возникновения аварийных ситуаций или угрозы их возникновения.

Работа аварийно-диспетчерской службы осуществляется круглосуточно. Сведения, полученные в результате непрерывного контроля за работой инженерного оборудования, отражаются аварийно-диспетчерской службой в соответствующих журналах, которые ведутся в том числе в форме электронных документов.

Установлены следующие требования к аварийно-диспетчерская службе:

— ответ на телефонный звонок собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме в аварийно-диспетчерскую службу в течение не более 5 минут, а в случае необеспечения ответа в указанный срок — осуществление взаимодействия со звонившим в аварийно-диспетчерскую службу собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме посредством телефонной связи в течение 10 минут после поступления его телефонного звонка в аварийно-диспетчерскую службу либо предоставление технологической возможности оставить голосовое сообщение и (или) электронное сообщение, которое должно быть рассмотрено аварийно-диспетчерской службой в течение 10 минут после поступления;

— локализация аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения не более чем в течение получаса с момента регистрации заявки;

— ликвидация засоров внутридомовой инженерной системы водоотведения в течение двух часов с момента регистрации заявки;

— подача коммунальных услуг при аварийных повреждениях внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения в срок, не нарушающий установленную жилищным законодательством Российской Федерации продолжительность перерывов в предоставлении коммунальных услуг;

— устранение аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения в срок не более 3 суток с даты аварийного повреждения.

При этом собственник или пользователь помещения в многоквартирном доме должен быть в течение получаса с момента регистрации заявки проинформирован о планируемых сроках исполнения заявки.

Нарушение управляющей организацией, ТСЖ любого из вышеуказанных требований является основанием для привлечения виновного лица к установленной действующим законодательством ответственности.

 

Введен запрет на выдачу гражданам микрофинансовыми организациями займов под залог недвижимости

Данные изменения внесены Федеральным законом от 02.08.2019 № 271-ФЗ в ст. 12 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

С 01.11.2019 установлены дополнительные ограничения деятельности микрофинансовых организаций, а именно микрофинансовым организациям запрещено выдавать физическим лицам займы под залог недвижимого имущества для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, обязательства заемщика по которым обеспечены залогом:

 - жилого помещения заемщика и (или) иного физического лица - залогодателя по такому займу;

 - доли в праве на общее имущество участника общей долевой собственности жилого помещения заемщика и (или) иного физического лица - залогодателя по такому займу;

 - права требования участника долевого строительства в отношении жилого помещения заемщика и (или) иного физического лица - залогодателя, вытекающего из договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ».

 

О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве»

Федеральным законом от 12.11.2019 № 375-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Нововведения предусматривают, что с 1 января 2020 года участников исполнительного производства, с их согласия, будут оповещать по sms-сообщениями.

Извещения, адресованные гражданину, будут отправляться на абонентские номера, предоставленные судебным приставам операторами связи. Кроме того, предусмотрена возможность направления извещений в единый личный кабинет на портале госуслуг. Содержание извещения, а также требования к формату повестки в форме электронного документа будут устанавливаться ФССП России.

Извещения, адресованные организации или индивидуальному предпринимателю будут направляться по их адресам электронной почты, содержащимся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, либо в единый личный кабинет на портале госуслуг.

Информирование лица, являющегося стороной исполнительного производства, о ходе принудительного исполнения исполнительного документа, направление постановлений и иных документов судебного пристава-исполнителя также будут осуществляться через единый личный кабинет на портале госуслуг в порядке, установленном Правительством РФ.

Там же можно будет подать жалобу на постановление должностного лица службы судебных приставов или его действия (бездействие).

 

Гарантии женщинам, работающим в сельской местности

Федеральным законом от 12.11.2019 N 372-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления гарантий женщинам, работающим в сельской местности» установлен ряд льгот для женщин, осуществляющих трудовую деятельность на сельских территориях. Так, женщинам предоставлено право на:

1)    предоставление по их письменному заявлению одного дополнительного выходного дня в месяц без сохранения заработной платы;

2)     установление сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них нормами федерального законодательства, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, тогда как по общему правилу, нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. При этом заработная плата выплачивается в той же величине, что и при полной рабочей неделе;

3)    установление оплаты труда в повышенном размере на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части. Общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы. Разделение производится работодателем на основании внутреннего нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа профсоюза. Кроме того, разделение рабочего дня на части в отношении некоторых отдельных категорий работников установлено в подзаконных нормативных правовых актах министерств.

К тому же, законодатель установил запрет снижения размера повышения оплаты труда, установленного в соответствии с данными изменениями Трудового кодекса Российской Федерации, данная величина не может быть ниже размера повышения оплаты труда, установленного на день вступления в силу поправок Федерального закона.

 

Федеральным законом от 02.08.2019 № 319-ФЗ внесены изменения в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Законом предусматривается создание реестра лиц, лишенных родительских прав или отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей или в отношении которых отменено усыновление по вине усыновителя, и включение данного реестра в банк данных.

Суды обязаны будут направлять выписки из решения о лишении (ограничении), восстановлении (отмене ограничения) в родительских правах, отмене усыновления также в орган опеки и попечительства, что в свою очередь позволит органам опеки и попечительства вести учет таких лиц посредством внесения указанной информации в банк данных.

Предлагаемые законом изменения обеспечат исключение передачи детей на воспитание в семьи лиц, которые не могут быть усыновителями, опекунами или попечителями, что отвечает интересам детей.

Закон вступает в силу с 1 января 2020 г.

 

Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию Федеральным законом от 01.05.2019 № 93-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Внесенными изменениями на организаторов зрелищных мероприятий (включая демонстрацию фильмов при кино и видеообслуживании), посредством которых демонстрируется информационная продукция, содержащая информацию, запрещенную для распространения среди детей, возложена обязанность не допускать на такие мероприятия лиц, не достигших 18 лет.

Лицо, непосредственно осуществляющее реализацию входных билетов, приглашений и иных документов или лицо, контролирующее проход на такое зрелищное мероприятие, наделено правом потребовать документ, удостоверяющий личность в случае возникновения сомнения в достижении лицом совершеннолетия.

Кроме того, при размещении анонсов фильмов, содержащих информацию, запрещенную для распространения среди детей, установлен запрет использования фрагментов указанных фильмов перед началом демонстрации фильма при кино и видеообслуживании.

Нововведениями установлен запрет на продажу, аренду, а также выдачу из фондов общедоступных библиотек информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения лицам, младше 18 лет. В связи с этим, продавцы и библиотекари обязаны удостовериться в совершеннолетии лица, которому реализуется информационная продукция.

Федеральным законом также установлен запрет на продажу посредством автоматов информационной продукции, содержащей сведения, запрещенные к распространению среди детей.

Федеральный закон вступил в силу 29.10.2019.

 

Изменения в Налоговом кодексе РФ в части порядка возврата госпошлины

Поправки, внесенные в Налоговый кодекс Федеральным законом 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ затронули главу 25.3 Налогового кодекса РФ ("Государственная пошлина"). Изменениям подверглись ее положения, касающиеся порядка возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины.

Так, в статье 333.40 Налогового кодекса РФ закреплено новое основание для возврата плательщику уплаченной им госпошлины - возвращение заявления о совершении юридически значимого действия и (или) документов без их рассмотрения уполномоченным органом (должностным лицом), совершающим данное действие.

Заявление о возврате госпошлины можно будет подать с использованием: единого портала государственных и муниципальных услуг; региональных порталов государственных и муниципальных услуг; иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации.

Это будет возможно только в том случае, когда заявление о совершении юридически значимых действий было подано аналогичным способом - через портал, и через него же была уплачена соответствующая госпошлина. Кроме того, уточнено, в каких случаях к заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины необходимо приложить подлинные платежные документы, а в каких - копии.

Если госпошлина уплачена в наличной форме, потребуются подлинники, а если в безналичной - достаточно их копии. Сейчас применяется иное правило: подлинные платежные документы необходимо приложить к заявлению при возврате госпошлины в полном размере, копии - при частичном ее возврате.

         Налоговый кодекс РФ дополнен положением, предусматривающим, что при наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в ГИС ГМП, представление документов, подтверждающих уплату плательщиком государственной пошлины, не требуется.

В главу 25.3 Налогового кодекса РФ внесен ряд иных изменений. В частности, уточнено, что при обнаружении ошибки в оформлении поручения на перечисление госпошлины, не повлекшей ее неперечисления в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, уточнение платежа осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.

Кроме того, расширен перечень случаев, когда государственная пошлина не уплачивается. В их числе поправками прямо названо внесение в ЕГРН записи о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя.

 

Порядок получения социального налогового вычета по расходам на покупку лекарств

С 2019 года упрощен порядок получения социального налогового вычета по расходам на покупку лекарств. Раньше для получения такого вычета лекарство должно было входить в перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 201. Сейчас же вернуть часть уплаченного НДФЛ можно за покупку любого лекарства, выписанного по рецепту лечащего врача.

Вычет по-прежнему ограничен 13% от 120 000 рублей, то есть вернут не более 15 600 рублей. При этом в сумму 120 000 рублей входят также расходы на обучение, повышение квалификации, медицинские услуги и др.

Получить социальный налоговый вычет по расходам на покупку лекарств можно любым из двух способов: по окончании года подать налоговую декларацию 3-НДФЛ и подтверждающие документы (чеки за лекарства, купленные в этом году); до конца года можно получить в налоговом органе уведомление о подтверждении права на социальный налоговый вычет и с ним обратиться к своему работодателю: бухгалтерия не будет удерживать НДФЛ из зарплаты, пока работник не получит весь вычет.
В обоих случаях необходимо представить подтверждающие документы: рецептурный бланк; платежные документы (кассовые чеки, приходно-кассовые ордера, платежные поручения и т.п.).

 

Административная ответственность граждан за осуществление экстремистской деятельности

Ответственность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности установлена статьей 15 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», а также в отдельными нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, частью 1 статьи 20.3 КоАП РФ предусмотрено наказание за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами. Часть 2 данной статьи предусматривает ответственность за изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.

Я       вляются незаконными и влекут ответственность по статье 20.29 КоАП РФ действия по массовому распространению экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения.

КоАП РФ также предусмотрен ряд правонарушений, совершение которых может быть связано с экстремистской деятельностью.

Например, частью 2 статьи 13.15 КоАП РФ предусмотрено привлечение граждан к ответственности за злоупотребление свободой массовой информации в случае распространения информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.

За совершение действий, связанных с нарушением установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования предусмотрена ответственность граждан по  статье 20.2 КоАП РФ.

Граждане также могут быть привлечены к административной ответственности по статье 20.30 КоАП РФ в случае совершения действий, связанных с нарушением обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.

 

Опубликован закон о защите прав и законных интересов групп лиц в гражданском судопроизводстве

Федеральным законом от 18.07.2019 № 191-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 октября 2019 года ГПК РФ дополнен новой главой 22.3 о защите прав и законных интересов групп лиц.  Для гражданского процесса групповые иски – явление новое. Граждане или организации смогут коллективно обратиться в суд за защитой своих прав. Это может быть актуально, например, в спорах по долевому строительству или ЖКХ.

         Для подачи группового иска должны одновременно выполняться следующие условия:

- у всех членов группы общий ответчик;

- предметом спора являются общие или однородные права и законные интересы членов группы;

-  права членов группы и обязанности ответчика основаны на сходных фактических обстоятельствах;

- все члены группы и выбрали одинаковый способ защиты.

Хотя новый институт похож на процессуальное соучастие, между ними есть существенные различия. Так, стороны выступают в процессе самостоятельно и обладают всеми правами и обязанностями стороны (например, истца). А в спорах по групповым искам права и обязанности истца по общему правилу будут только у одного лица, которое защищает все группу. У остальных права и обязанности ограничены, они не являются активными участниками процесса.

 

Проведение профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних

Приказом Минздрава России от 13.06.2019 № 396н расширен перечень исследований при проведении профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних.

Указанным Приказом внесены изменения в Порядок проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.08.2017  № 514н.

Предусмотрены особенности осуществления скрининга на выявление группы риска возникновения или наличия нарушений психического развития в рамках профилактического медицинского осмотра несовершеннолетних, достигших возраста 2 лет.

Также регламентирована последовательность действий в случае выявления в отношении несовершеннолетнего факторов риска развития психических расстройств и (или) расстройств поведения, связанных с употреблением психоактивных веществ.

Изложен в новой редакции Перечень исследований при проведении профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних.

 

Введена уголовная ответственность за воспрепятствование оказанию медицинской помощи

Федеральным законом от 26.07.2019 № 206-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ в части защиты жизни и здоровья пациентов и медицинских работников.

Законом установлена уголовная ответственность за воспрепятствование оказанию медицинской помощи, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью пациента или его смерть.

Теперь воспрепятствование, в какой бы то ни было форме, законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи, если это повлекло тяжелые последствия для здоровью пациента, будет наказываться штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

То же деяние, повлекшее смерть пациента, будет наказываться ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Предварительное следствие по указанным делам будет производиться следователями органов внутренних дел РФ.

Кроме того, статьи 115 УК РФ «Умышленное причинение легкого вреда здоровью» и 119 УК РФ «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью» дополнены новым квалифицирующим признаком — совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга.

 

О правомерности взимания комиссии при оплате жилищно-коммунальных услуг

Федеральная антимонопольная служба России разъясняет, что ввиду отсутствия в законодательстве запретов на взимание кредитными организациями, платежными агентами, банковскими платежными агентами и операторами почтовой связи комиссионного вознаграждения при оплате гражданами услуг ЖКХ, осуществляя указанные операции по поручению физического лица, названные организации вправе удержать с такого физического лица комиссионное вознаграждение за выполнение этих операций.

В настоящее время существует практика включения в состав экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности, расходов физических лиц - потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями, в связи с заключением между этими организациями договоров.

Такие договоры, как правило, заключены с ограниченным количеством организаций, оказывающих платежные услуги, и содержат условие о невзимании платы за внесение платежей с потребителей коммунальных услуг. Соответственно, потребители коммунальных услуг обращаются в такие организации, поскольку в них отсутствует необходимость оплаты комиссии за внесение платежей за коммунальные услуги.

Постановление Правительства РФ от 05.09.2019 N 1164 устанавливает прямой запрет на включение в состав экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности (в сферах водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, обращения с твердыми коммунальными отходами, теплоснабжения, электроснабжения) расходов потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями в соответствии с законодательством, при внесении такими потребителями платы за коммунальные услуги. С момента вступления в силу этого Постановления (13.09.2020) платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями при внесении платы за коммунальные услуги, будут оплачиваться потребителями коммунальных услуг непосредственно в этих банках и организациях.

 

Какие виды социальных выплат безработным предусмотрены в законодательстве?

      Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.02.2019 № 116н «Об утверждении Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам» установлены следующие виды социальных выплат безработным: пособие по безработице; стипендия в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости; материальная помощь в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице, а также в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости; пенсия, назначенная по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно. 

 

Можно ли совершать сделки с недвижимостью, принадлежащей несовершеннолетним?

Порядок совершения сделок с недвижимостью несовершеннолетнего зависит от его возраста (до 14 лет или от 14 до 18 лет). Для совершения таких сделок потребуется предварительное разрешение органа опеки и попечительства.

Сделки по отчуждению недвижимости несовершеннолетнего и по распоряжению недвижимостью на условиях опеки подлежат нотариальному удостоверению. Категории несовершеннолетних лиц

Объем прав несовершеннолетних отличается от объема прав совершеннолетних. Незнание этой особенности при операциях с недвижимостью может привести к недействительности сделки.

Несовершеннолетние, то есть лица, не достигшие 18 лет (совершеннолетия), подразделяются на две категории (ст. ст. 2628 Гражданского кодекса РФ): лица в возрасте от 14 до 18 лет; малолетние, то есть лица, не достигшие 14 лет.

Первая категория лиц, в отличие от второй, наделена большими правами при заключении сделок.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки                            с недвижимостью с письменного согласия своих законных представителей –  родителей и усыновителей. Если такая сделка была совершена без письменного согласия законных представителей, то она считается недействительной (п. 1 ст. 26ст. 175 Гражданского кодекса РФ).

За несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), сделки с недвижимостью могут совершать от их имени родители и усыновители. Сделка, совершенная несовершеннолетним, не достигшим 14 лет, самостоятельно, считается недействительной (п. 1 ст. 28ст. 172 Гражданского кодекса РФ).

Не допускается дарение недвижимости от имени малолетних (до 14 лет) их законными представителями. Заключение подобных сделок приведет к отказу в их государственной регистрации (пп. 1 п. 1 ст. 575 Гражданского кодекса РФ).

При отсутствии у несовершеннолетних родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов, над такими несовершеннолетними устанавливаются опека и попечительство (ст. 31 Гражданского кодекса РФ).

При совершении сделок с недвижимостью, принадлежащей несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, попечители только дают согласие. От имени малолетних и в их интересах сделки с недвижимостью совершают их опекуны (п. 2 ст. 32п. 2 ст. 33 Гражданского кодекса РФ).

На совершение сделок с недвижимостью, принадлежащей подопечным, требуется предварительное разрешение органа опеки и попечительства.

Предварительное разрешение органа опеки и попечительства требуется для совершения любой сделки с недвижимостью, принадлежащей несовершеннолетним, независимо от того, есть у них родители или нет. При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (п. 1 ст. 28 Гражданского кодекса РФ; п. 3 ст. 60 Семейного кодекса РФ).

Сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным, подлежат нотариальному удостоверению. Несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность.

 

 

 

Как назначается пенсия матери (отцу) ребенка-инвалида?

Период ухода за ребенком-инвалидом включается в страховой стаж матери для назначения страховой пенсии. Одному из родителей инвалида с детства при определенных условиях назначается досрочная страховая пенсия по старости.

Пенсионное законодательство не предусматривает назначение пенсии родителям в связи с тем, что их ребенку присвоен статус «ребенок-инвалид». Однако период ухода за таким ребенком включается в страховой стаж одного из родителей (отца или матери) в целях назначения страховой пенсии, если этому периоду предшествовали и (или) за ним следовали периоды работы.

Для исчисления страховой пенсии коэффициент за каждый год ухода составляет 1,8 пенсионных балла (п. 6 ч. 1 ст. 12ч. 12 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; абз. 7 пп. "в" п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015).

Кроме того, одному из родителей инвалида с детства, воспитавшему его до достижения возраста восьми лет, страховая пенсия по старости назначается до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Это возможно при наличии установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента (в 2019 г. не ниже 16,2) и страхового стажа (не менее 20 лет для мужчин и 15 лет для женщин), а также по достижении определенного возраста (55 лет мужчинами и 50 лет женщинами) (п. 1 ч. 1 ст. 32ч. 3 ст. 35 Закона № 400-ФЗ).

Понятия «ребенок-инвалид» и «инвалид с детства» необходимо различать. Так, категория «ребенок-инвалид» при наличии соответствующих оснований устанавливается несовершеннолетним лицам (в возрасте до 18 лет). При этом определяются причины инвалидности, в частности инвалидность с детства (ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; п. 7пп. "г" п. 14 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95).

Неработающему трудоспособному лицу, ухаживающему за ребенком-инвалидом, на период такого ухода полагается ежемесячная компенсационная выплата.

Сами дети-инвалиды, постоянно проживающие в РФ, имеют право на социальную пенсию по инвалидности (пп. 2 п. 1п. 2 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

 

Переход на электронные трудовые книжки

Формирование электронных трудовых книжек россиян планируется начать с 2020 года. Переход к новому формату сведений о трудовой деятельности добровольный и будет осуществляться только с согласия самого работника.

Единственным исключением станут те, кто впервые устроится на работу с 2021 года. Вся информация о периодах работы в данном случае изначально будет вестись только в электронном виде без оформления трудовой книжки на бумажном носителе.

Остальные граждане в течение 2020 года смогут подать заявление работодателю в произвольной форме о сохранении бумажной трудовой книжки. В этом случае работодатель наряду с электронной книжкой продолжит вносить сведения о трудовой деятельности также в бумажную версию.

Россияне, которые до конца 2020 года не подадут заявление работодателю о сохранении бумажной трудовой книжки, получат ее на руки. Сведения об их трудовой деятельности начиная с 2021 года будут формироваться только в цифровом формате.

Цифровая трудовая книжка обеспечит постоянный и удобный доступ работников к информации о своей трудовой деятельности, а работодателям откроет новые возможности кадрового учета. Переход на электронные трудовые книжки добровольный и позволяет сохранить бумажную книжку столько, сколько это необходимо.

Электронная трудовая книжка не предполагает физического носителя и будет реализована только в цифровом формате. Просмотреть сведения электронной книжки можно будет в личном кабинете на сайте Пенсионного фонда России или на портале Госуслуг, а также через соответствующие приложения для мобильных устройств.

Президиум Верховного Суда РФ разъяснил, как квалифицировать действия управляющих компаний, которые не рассматривают обращения граждан

Верховный суд РФ опубликовал разъяснение о том, по какой статье суды должны штрафовать управляющие компании, которые не отвечают на заявления и другие обращения собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах. (Обзор «Изменения в КоАП РФ за 2019 год» утвержден 05.06.2019).

Верховный суд РФ ответил на вопрос, в каких случаях нужно штрафовать компании, управляющие многоквартирными домами, по ч. 1 
ст. 7.23.3 КоАП РФ, а в каких - по ч. 2 ст. 14.13 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 7.23.3  КоАП РФ  предусмотрена административная ответственность за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.

Квалификация действий (бездействия) управляющей организации, выразившихся в невыполнении обязанности или нарушении порядка рассмотрения заявлений, обращений собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, по части 1 статьи 7.23.3 или части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ зависит от существа такого заявления (обращения), а именно от того, связано оно с выполнением управляющей организацией лицензионных требований или с соблюдением иных требований по управлению многоквартирными домами.

Так, если  в обращении  (заявлении) содержатся доводы о невыполнении управляющей организацией лицензионных требований, такое нарушение может образовывать состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ (например: требование о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме).

Если же в обращении содержатся требования, предусматривающие предоставление управляющей организацией ответов на обращения в рамках осуществления взаимодействия такой организации с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме, а также порядок и сроки предоставления управляющей организацией собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме различной информации об осуществлении названной организацией деятельности, то такое нарушение порядка рассмотрения обращения повлечет административную ответственность по части 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ.

 

Введен в действие запрет на передачу коллекторам долгов граждан по ЖКХ

Начиная с 26 июля управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы, ресурсоснабжающие организации, региональные операторы по обращению с ТКО, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, не могут уступать право (требование) по возврату просроченной задолженности по таким платежам третьим лицам. Этот запрет распространяется в т. ч. и на кредитные организации и лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц (коллекторов). Его нарушение влечет признание ничтожными заключенных договоров об уступке права (требования) по возврату долгов по ЖКХ (Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 214-ФЗ).

Исключением из указанного запрета признаются лишь случаи уступки права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и ЖКУ вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным ТСЖ либо жилищному или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с ТКО. При этом право взыскивать просроченную задолженность по ЖКХ в судебном порядке предоставлено только наймодателю жилого помещения, управляющей организации, иному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представителям.

 

Родители, у которых в 2019 - 2022 годах родится третий (или последующий) ребенок, смогут погасить ипотечный кредит за счет господдержки

Выплату в размере 450 тыс. рублей для погашения ипотечного кредита получат родители (мать или отец), которые являются заемщиками по ипотечному жилищному кредиту и у которых в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года родились третий ребенок или последующие дети.

При определении права на получение господдержки не будут учитываться дети, в отношении которых граждане были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление.

Государство направит компенсационные выплаты на погашение ипотечных кредитов, взятых для приобретения жилого помещения, объекта индивидуального жилищного строительства (ИЖС, частный дом), земельного участка для частного дома, либо жилого помещения, приобретаемого по договору долевого участия в строительстве. Такая социальная поддержка будет предоставляться один раз и в отношении только одного кредитного договора, при этом договор может быть заключен до 1 июля 2023 года.

Реализация господдержки будет осуществляться единым институтом развития в жилищной сфере (АО «ДОМ.РФ»). АО «ДОМ.РФ» наделяется правом получать необходимые сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, для чего внесены изменения в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния».

Предоставление гражданам государственной поддержки возможно путем предоставления ими следующих документов:
–удостоверяющих личность и гражданство заявителя;
–удостоверяющих личность и гражданство детей заявителя;
–удостоверяющих степень родства заявителя и его детей;
–подтверждающих предоставление ипотечного жилищного кредита (займа);
–подтверждающих приобретение жилого помещения или земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, в том числе путем участия в долевом строительстве;
– подтверждающих регистрацию обеспечения исполнения обязательств заемщика по кредитному договору.

Денежные средства будут сразу перечислять в банк в счет погашения кредита, а не выдавать наличными. Если невыплаченная сумма ипотечного кредита меньше 450 тыс. рублей, то оставшиеся средства направят на погашение процентов по кредиту.

Меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 03.07.2019 № 157-ФЗ, реализуются за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, Федеральным законом от 3 июля 2019 г. №158-ФЗ внесены изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, благодаря которым, компенсационные выплаты не будут облагать налогами.

 

В России вступил в силу новый порядок подачи, рассмотрения и учета заявлений о несогласии родителей на выезд за границу несовершеннолетних детей

С 12 июня 2019 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 № 690, в соответствии с которым признается утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 12.05.2003 года № 273 «Об утверждении правил подачи заявления о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации».

Одновременно вступил в силу приказ МВД России от 11 февраля 2019 г.        № 62 «Об утверждении порядка подачи, рассмотрения и ведения учета заявлений о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации». 

Теперь заявления о несогласии на выезд несовершеннолетнего гражданина России пограничными органами приниматься не будут.

В соответствии с новым порядком – прием и учет таких заявлений осуществляется подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях по месту жительства (пребывания) одного из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетнего гражданина России или несовершеннолетнего гражданина России, в отношении которого подается заявление.

Постоянно проживающие в других странах российские граждане смогут обратиться по данному вопросу в российские дипмиссии или консульства.

Дополнительно напоминаем, что порядок следования несовершеннолетних через государственную границу остается прежним.

При выезде заграницу несовершеннолетнего в сопровождении одного из родителей, согласие второго родителя на выезд получать не требуется.

В случае если один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей заявит о своем несогласии на выезд из страны несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, вопрос о возможности его выезда разрешается в судебном порядке. При выявлении таких несовершеннолетних в пунктах пропуска, они через государственную границу не пропускаются.

Таким образом, во избежание конфликтных ситуаций родителям, отправляющим своих несовершеннолетних детей за границу, необходимо заранее удостовериться в отсутствии у ребенка временного ограничения на выезд. Уточнить такую информацию можно как у второго родителя, так и в миграционных подразделениях МВД России.

Разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области дорожного движения

Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял постановление от 25 июня 2019 года № 20, в котором пояснил судам, что необходимо учитывать при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ («Административные правонарушения в области дорожного движения»). Прежние разъяснения от 24 октября 2006 года N 18 признаны не подлежащими применению.

В частности, в новом постановлении приведены важные разъяснения, касающиеся привлечения к ответственности по ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ за управление транспортным средством (далее также ТС) с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих их идентификации либо позволяющих их видоизменить или скрыть.

Пленум ВС РФ пояснил, что видоизмененным является выданный на данное ТС государственный регистрационный знак, в который были внесены изменения, искажающие нанесенные на него символы либо один из них (например, путем заклеивания), либо способ установки которого препятствует его прочтению и идентификации (в частности, путем переворота пластины государственного регистрационного знака).

В качестве уточнил, что относится к устройствам или материалам, препятствующим идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыт.

Доказательством использования тех или иных устройств (материалов) в указанных целях может выступать, например, произведенная уполномоченным должностным лицом в ходе выявления административного правонарушения видеозапись (фотографии).

Верховный Суд Российской Федерации разъяснил и о том, какие знаки следует считать подложными при квалификации действий лица по ч. 3 ст. 12.2 КоАП РФ.

Также в постановлении приведен ряд важных разъяснений по вопросам фиксации административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

В частности, подчеркивается, что если правонарушение в области дорожного движения было зафиксировано с помощью технических средств, которые не работали в автоматическом режиме, либо с использованием других технических средств (например, телефона, видеокамеры, видеорегистратора), то в данном случае особый порядок привлечения к административной ответственности (без составления протокола и участия собственника ТС при вынесении постановления по делу) не применяется.

Рассмотрен в постановлении и ряд иных не менее важных вопросов (что понимается под незаконной установкой знака "Инвалид", как исчислять срок лишения прав водителей, которые уклоняются от сдачи удостоверения, что учитывать при рассмотрении дел о правонарушениях, связанных с управлением ТС водителем, находящимся в состоянии опьянения, и передачей управления ТС лицу, находящемуся в состоянии опьянения и т.д.

Федеральным законом от 06.06.2019 № 136-ФЗ внесены изменения в статью 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Федеральным законом от 06.06.2019 № 136-ФЗ внесены изменения в статью 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно изменениям установлена административная ответственность отдельных категорий лиц, которым не могут быть назначены обязательные работы либо административный арест за повторное совершение административного правонарушения.

Частью 3 статьи 19.24 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное в течение одного года несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений или ограничений, установленных ему судом в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния. Совершение указанных правонарушений влечет административную ответственность в виде обязательных работ на срок до сорока часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток.

Вместе с тем, согласно положениям части 2 статьи 3.9 и части 3 статьи 3.13 КоАП РФ административные наказания в виде административного надзора и обязательных работ не применяются к отдельным категориям граждан, в частности, к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, к инвалидам 1 и 2 групп и иным категориям.

В этой связи абзац второй части 3 статьи 19.24 КоАП РФ дополнен положением, устанавливающим, что в случае повторного в течение одного года совершения административного правонарушения лицами, в отношении которых не могут быть применены обязательные работы либо административный арест, на них может быть наложен административный штраф в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей

 

Суд присяжных по делам в отношении несовершеннолетних: позиция Конституционного суда Российской Федерации

Конституционный Суд РФ 22.05.2019 принял постановление № 20-П, в котором разъяснил, что суд с участием присяжных заседателей может рассматривать уголовные дела в отношении несовершеннолетних обвиняемых, совершивших преступления в соучастии с совершеннолетним, который ходатайствовал о таком суде, при невозможности выделения их дел в отдельное производство.

Предметом рассмотрения высшей судебной инстанцией стала проверка конституционности п. 2.1 ч. 2 ст. 30 УПК РФ, регламентирующей перечень преступлений, по которым обвиняемый вправе заявить ходатайство о рассмотрении дела районным (гарнизонным военным судом) с участием присяжных заседателей. При этом данная норма не распространяется на лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет.

Оспариваемая норма была исследована во взаимосвязи с ч. 2 ст. 325 УПК РФ, которая закрепляет приоритет рассмотрения уголовного дела именно с участием присяжных заседателей, в случае если один из обвиняемых из числа соучастников преступления отказался от такого суда, а выделение дела в его отношении невозможно.

Конституционной Суд указал, что совершеннолетний подсудимый не может быть лишен права быть судимым судом с участием присяжных заседателей в ситуации, когда им заявил ходатайство о рассмотрении таким судом дела, по которому наряду с ним привлечены и несовершеннолетние подсудимые, а выделение в отдельное производство дела в отношении несовершеннолетних признано судом невозможным, как препятствующее всесторонности и объективности процесса.

Таким образом, спорная норма признана не противоречащей основному закону государства.

Расширены права иностранных граждан

Федеральным законом от 17.06.2019 № 144-ФЗ внесены изменения в статью 25.6 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Внесенные изменения расширили круг лиц, которые могут находиться на территории Российской Федерации без разрешения на работу или патента.

Предусмотрено, что обыкновенная деловая виза выдается иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию с гостевым визитом либо для осуществления по приглашению и в интересах государственных учреждений культуры и искусства творческой, просветительской, научно-исследовательской и (или) педагогической деятельности.

При этом срок пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации не должен превышать тридцати суток.

Административная ответственность за повторное самовольное подключение и использование электрической и тепловой энергии

 

Федеральным законом от 29.05.2019 № 114-ФЗ внесены изменения в статьи 3.5 и 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Законом предусмотрена ответственность за повторное самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Совершение гражданами данного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Компенсация морального вреда согласно трудовому законодательству

Действующее трудовое законодательство предусматривает возможность возмещения морального вреда и в случаях нарушения не только нематериальных благ, но и имущественных прав работника (например, при невыплате заработной платы).

Трудовым Кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ) моральный вред отнесен к материальной ответственности работодателя, которая наступает в результате его неправомерных действий или бездействия (ст. 237).

 Таким образом, основанием возмещения морального вреда являются нравственные и физические страдания работника, наступившие в результате:

- его дискриминации в сфере труда;

- нарушения работодателем трудовых прав работника;

- повреждения здоровья, получения работником травм или увечий.

Под дискриминацией в сфере труда в соответствии со ст. ст. 3 и 64 ТК РФ понимается ограничение в трудовых правах и свободах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, в том числе отказ в заключении трудового договора с женщинами по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей, лицами, приглашенными в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы. Дискриминация в сфере труда может допускаться как в случае отказа работодателя заключить трудовой договор с лицом, поступающим на работу, так и при незаконных действиях работодателя в ходе уже возникших трудовых отношений с работником - при его переводе, оплате труда, при увольнении и т.п. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

Согласно ч. 9 ст. 394 ТК РФ в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в его пользу денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями.

Таким образом, в Трудовом кодексе в качестве основания для взыскания указаны, кроме дискриминации в сфере труда, незаконное увольнение или незаконный перевод.

Поскольку Трудовой кодекс не содержит каких-либо ограничений по компенсации морального вреда в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработка).Таким образом, к неправомерным действиям работодателя можно также отнести незаконное привлечение работника к дисциплинарной или материальной ответственности, невыдачу заработной платы или неосуществление других положенных работнику выплат, нарушение сроков или процедуры выдачи трудовой книжки, непредоставление отпуска и т.д.

Большое значение при рассмотрении данных споров о взыскании морального вреда имеет в первую очередь то, обеспечил ли работодатель безопасные условия труда своим работникам, ведь в силу ч. 1 ст. 212 ТК РФ обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагается на работодателя. Но даже если он докажет, что его вина в причинении вреда здоровью работника отсутствовала и все требования охраны труда были соблюдены, суды все же могут взыскать в пользу работника компенсацию морального вреда (может быть, уменьшив его размер).

Согласно ч. 1 ст. 237 ТК РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению между работником и работодателем.

Если работник и работодатель договорились о размере компенсации, соглашение следует заключить в письменной форме в двух экземплярах. Выплата компенсации осуществляется на основании приказа руководителя.

Если работнику покажется, что сумма компенсации несоразмерна причиненному ему ущербу (особенно когда причинен вред здоровью или жизни работника), он в дальнейшем может обратиться в суд, увеличив сумму компенсации.

В силу ч. 2 ст. 237 ТК РФ при разрешении спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. При расчете размера судьи исходят из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Что касается сроков обращения в суд, в силу ч. 1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Если работник пропустит указанный срок, а работодатель заявит об этом - в принятии искового заявления работнику будет отказано, если только суд не признает причины пропуска срока уважительными и не восстановит его.

 

Порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков

Предоставление ежегодных оплачиваемых отпусков регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации и имеет ряд особенностей,  которые полезно знать работодателю и работнику.

По общим правилам, предусмотренным статьей 122 ТК РФ, оплачиваемый отпуск предоставляется работнику ежегодно. При этом рабочий год исчисляется с даты поступления на работу.

За первый год работы право на использование отпуска возникает у работника после шести месяцев его непрерывной работы у конкретного работодателя.

В стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, не включаются время отпусков по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста, а также время отсутствия работника на работе без уважительных причин, в том числе вследствие его отстранения от работы в случаях, предусмотренных статьей 76 ТК РФ.

Так, в стаж работы не включается время, на которое работодатель отстранил работника в таких случаях, как появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; не прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда; не прохождения в установленном порядке обязательного медицинского осмотра;  выявление в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором; в других случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В первый рабочий год оплачиваемый отпуск может быть предоставлен по взаимной договоренности между работником и работодателем и до истечения шести месяцев, т.е. авансом.

В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 122 ТК РФ, работодатель обязан по заявлению работника предоставить ему отпуск на первом году работы до истечения шести месяцев работы. Причем какой-либо минимальной продолжительности работы в данной организации закон в этом случае не устанавливает.

К таким случаям относится предоставление отпуска женщине – перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него; работникам в возрасте до восемнадцати лет; работникам, усыновившим ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев; в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Например, частью 4 статьи 123 ТК РФ  предусмотрено предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска до истечения шести месяцев работы мужу – в период нахождения его жены в отпуске по беременности и родам.

Отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленной у данного работодателя.

Вне установленной законом очередности предоставляется отпуск одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), воспитывающему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, работникам, имеющим трех и более детей в возрасте до двенадцати лет, работникам в возрасте до восемнадцати лет, а также другим лицам в случаях, предусмотренных Законом.

Предоставление отпуска указанным лицам производится по их желанию в удобное для них время.

Отказ работодателя в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска может быть обжалован работником в комиссию по трудовым спорам, в случае ее наличия в организации, а при ее отсутствии или в случае не урегулирования трудового спора с помощью комиссии – непосредственно в суде.

Нарушения работодателем закона в части предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска работник может обжаловать также в территориальные органы Государственной трудовой инспекции и органы прокуратуры.

Заявления о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка можно будет подать по месту фактического проживания

Федеральным законом от 01.05.2019 № 92-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», которые вступили в силу 12.05.2019.

Ранее заявления о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка подавались по месту жительства либо через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг « Мои документы».

Согласно внесенным поправкам соответствующее заявление можно подать по месту жительства (пребывания) или фактического проживания.

Об изменении места пребывания или фактического проживания граждане, получающие выплаты в связи с рождением или усыновлением первого ребенка, должны будут извещать региональные органы соцзащиты, а граждане, получающие выплаты в связи с рождением или усыновлением второго ребенка, – территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Информация о назначении и об осуществлении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка будет размещаться в Единой государственной информационной системе социального обеспечения.

ВЫПЛАТЫ ПРИ УВОЛЬНЕНИИ ПО СОКРАЩЕНИЮ

Право работника на получение выплат при увольнении по сокращению установлено Трудовым кодексом Российской Федерации.

В соответствии  со ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Данной нормой также предусмотрено, что в случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный выше срок выплатить не оспариваемую им сумму.

При увольнении по сокращению работник имеет право на выплату заработной платы, премии, надбавки, компенсации за все неиспользованные отпуска, выходное пособие и другие выплаты.

Пунктом 2 части первой статьи 81 ТК РФ предусмотрено, что при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

При этом трудовым либо коллективным договором может быть предусмотрен повышенный размер пособия.

Работник также может иметь право на дополнительную компенсацию в размере среднего заработка пропорционально времени до истечения срока предупреждения об увольнении, если работодатель увольняет работника с его согласия до истечения двухмесячного срока предупреждения об увольнении.

Если причитающиеся работнику выплаты не выплачены в день увольнения или на следующий день после предъявления работником требования о расчете (если работник в день увольнения не работал), работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации). Размер компенсации должен быть не менее 1/150 (до 03.10.2016 - не менее 1/300) действующей ключевой ставки Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При этом коллективным, трудовым договором или локальным нормативным актом может быть установлен больший размер компенсации.

После увольнения в случае нетрудоустройства работник имеет право на оплату больничного, если заболел в течение 30 календарных дней со дня увольнения.

Споры о взыскании причитающихся работнику выплат в связи с увольнением по сокращению  рассматриваются в судебном порядке.

Статьей 392 ТК РФ установлено, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм.

Административная ответственность за немедицинское потребление наркотических средств

Действующим Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статьей 6.9) предусмотрена административная ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества. Указанные действия влекут наложение административного штрафа в размере от четырех до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до 15 суток.

Те же деяния, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, влекут наложение административного штрафа в размере от четырех до пяти тысяч рублей либо административный арест на срок до 15 суток с обязательным административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Примечанием к статье 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо, добровольно обратившееся в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинскую и (или) социальную реабилитацию и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ.

Следует отметить, что статьей 6.9.1 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за  уклонение от прохождения такого лечения. Судебными органами может быть наложен административный штраф в размере от четырех до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до тридцати суток.